18.11.2019
Генпрокуратура России планирует создать и внедрить ряд поправок к Уголовно-процессуальному кодексу, которые смогут гарантировать предпринимателям, входящим в «лондонский список», спокойно вернуться в РФ и не быть тут же заключенными в СИЗО. Разработка поправок доверена Борису Титову, уполномоченному по защите прав бизнеса при президенте РФ.
Термин «Лондонский список» применяют к обозначению списка российских предпринимателей, скрывающихся за границей от уголовного преследования. Каждый из участников этого перечня в прошлом изъявлял желание вернуться в Россию, если государство сможет гарантировать применение меры пресечения в виде отправки в СИЗО.
Чтобы сформировать условия, позволяющие бизнесменам получить желаемое, Генпрокуратура планирует определить условия возврата обвиненных предпринимателей и предусмотреть гарантии, предоставляемые и следственным органам, и находящимся в розыске лицам.
В аппарате Бориса Титова выдвинутое Генпрокуратурой предложение прокомментировали следующим образом: «Речь об особом соглашении, заключаемом следователем, защитой и прокурором. Помимо выдвинутого предпринимателями требования, такое соглашение будет также накладывать обязанности на обвиняемых, чтобы те в указанный временной срок показались в органах следствия».
При этом сделан акцент на том, что инициатором по расширению гарантий для лиц, входящих в «лондонский список», выступил заместитель генпрокурора России В. Гринь. В своем письме к Борису Титову он указывает – касательно семи человек из так называемого лондонского списка было принято решение об остановке международных розыскных действий, а в отношении еще десяти человек проведены разъяснительные работы по возможности беспрепятственного посещения следственных органов. Со слов В. Гриня, обеспечить это помогло проведенное межведомственное совещание между ФСБ, МВД и СР РФ.
Виктор Гринь также отметил – для большей части скрывающихся бизнесменов возвращение защищено действием статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса. В частности, она указывает, что в случае отказа следственных органов удовлетворить прошение защиты в отношении неприменения заключения бизнесменов в СИЗО при их явке, это рассматривается, как нарушение принципов при назначении уголовного судопроизводства. При этом иных способов разрешить создавшуюся ситуацию не получается.
На данный момент в «лондонский список» входит свыше 4-х десятков бизнесменов, и для большей части из них возвращение в Россию все еще небезопасно.
Гринь в своем письме также говорит о том, что для применения механизма остановки международного розыска и отмены меры пресечения в виде помещения в СИЗО отсутствует правовое регулирование, вследствие чего вернувшиеся бизнесмены фактически не несут какой-либо ответственности, если откажутся выполнять обязательства и не захотят явиться в следственные органы. Такие обстоятельства существенно усложняют дальнейшее принятие положительных решений по вопросу «лондонского списка».