22 февраля 2022 года в Госдуму РФ поступил законопроект № 301952-8, предусматривающий внесение существенных изменений в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Минюст представил проект поправок на общественное обсуждение еще в конце 2021 года, однако тогда предложения вызывали, скорее, негативную реакцию.
Также появляется новое основание для отказа в предоставлении информации по запросу адвоката – это наличие в обращении адвоката просьбы о разъяснении правовых норм, о предоставлении позиции по вопросам правового характера или явной или скрытой жалобы на действия должностных лиц или органов власти (если обжалование должно производиться в специальном порядке).
Если ведомство, в которое обратился адвокат, не обладает запрашиваемой информацией, запрос возвращается в течение 10 календарных дней.
В состав экзаменационной комиссии будет в обязательном порядке включаться представитель научного сообщества.
Совет АП субъекта РФ в течение 7 дней с момента принятия присяги будущим адвокатом уведомляет о получении статуса территориальное Управление Минюста, а тот, в свою очередь, в срок не позднее 5 дней вносит данные в Реестр и выдает удостоверение. Только с момента включения сведений в Реестр лицо может приступить к адвокатской деятельности.
Причем удостоверение спустя 15 лет необходимо заменить.
Очень важная поправка касается оснований прекращения статуса адвоката. Если раньше лицо могло лишиться своего статуса из-за неисполнения профессиональных обязанностей перед доверителем, то в новой редакции указание на доверителя исчезло. Следовательно, статус адвоката может быть утрачен по фактически любым формальным причинам.
В случае прекращения/приостановки статуса адвоката лицо обязано сдать удостоверение в течение 3 рабочих дней. Однако необходимо отметить: санкции за нарушение этого срока пока нет, как и нет механизма принудительного изъятия документа.
Еще одним важным пунктом является обязательное принятие всеми региональными палатами уставов, регулирующих их деятельность. Необходимость таких уставов спорна, поскольку до этого момента многие палаты успешно обходились без него.
Итак, как мы видим, законопроект содержит как весьма ценные для адвокатуры нововведения, так спорные положения. Многие поправки могли бы быть реализованы через решения органов адвокатуры, например, положения о КИС АР.
Отметим: в финальную версию проекта вошли далеко не все предложения. Так, например, из законопроекта по требованию адвокатского сообщества исключены положения, наделяющие Минюст РФ и его территориальные органы правом на обжалование решений органов АП, принятых по итогам рассмотрения представлений.